Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №4.
2004. С. 9
.
задевай ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ «ЛОМОНОСОВ-2003» (Тезисы
докладов.
МГУ им. М.В. Ломоносова.
Апрель. 2003 г.)
О.О. Антонова
в. очухалось осознание историчности и относительности понятия
пола человека. Традиционное понятие «пол», значащее установленный набор
физиологических особенностей организма, употреблялось для обозначения различия
между мужиками и бабами. Это несхожесть длительное момент сообразовывалось «биологическим
фактом», не подлежащим изменению, однако в 70-е гг.
в. зародился свежий подход к данной проблеме, нашедший свое
отражение в понятии «гендер», отмечающем социальный пустотел, т.е. комплект социально
приписанных мужских и бабьих ролей. Новизна показавшегося гендерного подхода
заключалась в утверждении, что гендер не вытекает из пустотела самодействующи. Он
является не природной данностью, а провиантом той или иной культуры.
Тот факт, что несходства между мужским и дамским владеют социальный
источник, стал очевиден после ряда разысканий в антропологии и психологии (С.
, М.
и др.).
эким образом, понятие о
безупречно социальном конструкте пустотела основано на
отрицании биологического детерминизма, суть какого заключается в
предположении, что связи между полами в обществе детерминированы их
физиологией. Биологический детерминизм укрепляет сущностную и
неизменчивость касательств между полами, что
является неприемлемым для гендерных теоретиков, ратифицирующих, что отношения
между полами социально и развито сконструированы. дудки изначально заданных
женской и мужской сутей, а биология не видит фортуной, безупречно это катал 3.
Фрейд.
таковское разведение понятий пустотела и гендера
означало выход на свежий теоретический степень разбора общества и культуры. Все
большее распространение получают подходы, соответственно каким все социальные и
культурные процессы являются
сконструированными, а наличествующие в обществе и культуре несходства между
мужчинами и бабами обусловлены социально, а не биологически.
категории. В рамках
этих подходов проводится последовательное отрицание биологического
детерминизма.
Основное положение
критики биологического детерминизма в рамках теории социального конструктивизма
связано с тем, что, по понятию конструктивистов, видящееся натуральным различие
между дамским и мужским не владеет биологического происхождения, а видит,
скорее, способом интерпретации биологического, установленным в данной культуре.
Гендер создается основными социальными институтами — фамилией, школой, значимыми
другими, оружиями массовой информации и т.д. Индивид же в процессе социализации
не исключительно усваивает
правила и связи, но
и сам формирует и воссоздает их в процессе каждодневного общения.
Критика биологического детерминизма
присуща также теории социальной стратификации по полу, получившей название
стратификации.
стратификация — процесс распределения в обществе статусов, связанных с полом
человека, причем дамочки в этом процессе оцениваются и вознаграждаются малорослее,
чем дядьки. Социологи, ощущающие воздействие феминизма, задались спросом,
насколько
иерархия в обществе соответствует
природным, биологическим и физиологическим несходствам полов и сколько она
является плодом воспитания и общего регулирования. безупречно складывает Д.
, до 70-х гг.
в. основная теория
стратификации располагала биологическую основу: несходства полов произрастали из
врожденных качеств.
Д.
опомнилась к выводу, что теза дамочки во всех цивилизациях напрямую связано с ее
участием в производстве шамовки. В тех обществах, где производство пищи
предполагает длительное нахождение вне дома (охота или война), тетка ввиду ее
способности к материнству сполна исключается из деятельности, приносящей
власть и престиж. Усовершенствование орудий труда и развитие последних технологий в
постиндустриальную эпоху сделали телесные несходства полов менее значимыми.
Тенденции, порожденные индустриализацией, содействовали выходу дамочки на
рынок труда и необратимо изменили системы социальной стратификации культур
пашенного хлебопашества. Однако внутрисемейное разделение труда, какое, по
мнению
, почитай не изменилось, продолжает играть
немаловажную роль.
Признание функциональной важности
домашней работы, какую в основном выполняют дамочки, вогнало экономистов и
социологов к убеждению, что половое разделение труда основано не исключительно и не
столько на биологических отличиях. Оно владеет политическую значимость, т.е.
тесно связано с неравенством в обладании волей. эким образом, несмотря на
развитие в постиндустриальную эпоху последних технологий, какие сделали
физические несходства полов менее значимыми, сохранившийся в обществе ряд
«аномалий», пережитков цивилизаций пашенного хлебопашества, вверг к тому, что
примерно с 1970 г. назрела надобность замены теории сексуальный стратификации,
построенной на биологических отличиях. Поведение, обусловленное
ролями, не располагало которого-нибудь логического
объяснения, исходившего из биологических несходств. столь, несмотря на то, что
мужчины для кормления ребятенка из бутылочки владеют те же возможности, что и
женщины, они работают это намного уникальнее. Этот и иные подобные случаи,
проистекавшие, по понятию Д.
, из недоказуемого
биологического императива, повергли ученых к выводу, что
стратификация видит конфигурацией социальной стратификации, в какую биология
внесла изрядный лепта, однако какую невозможно вдолбить исключительно исходя из
биологии. В остатнее момент все здоровеннее исследователей приходят к выводу о
скорее цивилизованной, нежели биологической основе
стратификации, в коей собственно процесс социализации человека безупречно процесс
усвоения требований культуры, связанных с биологическими знаками пустотела,
является основным.
И.А.
увязывается Хайдеггером с попыткой критически
осмыслить методологию научного познания. Ученые, безупречно утверждает Хайдеггер, исследуют
«одно сущее и кроме него — ничто»
.
Мы встречаемся тут, с одной сторонки, с совершенно очевидной игрой слов,
согласно коей ученые кроме
исследуют еще
что-то; с иной сторонки, Хайдеггер совершенно пунктуально формулирует основные
принципы научной работы: никаких фантастических измышлений, исключительно существенное,
существенное (
). Наука безупречно бы оправдывает сама себя,
обосновывая свою объективность и потому значимость исключительной
направленностью
сущее. Хайдеггер указывает на
странное и в то же момент показательное противоречие этой декларации. Он
спрашивает: «Как обстоит дело
?»
. Наука, по определению, не
занимается таковыми спросами, ибо ее интересует сущее, а ничто она просто
зачеркивает, объявляя его несуществующим. Тем не менее, отвергая Ничто, наука
все же бедует в этой категории вожделея бы формально, для построения фраз,
содержащих отрицание. К тому же вопрос
все-таки может быть как-то задан. Ведь Хайдеггер задает его. Сама возможность
вопроса, напоминающего проблема Лейбница («почему суть нечто, а не ничто?»
), во многом обосновывает для
Хайдеггера его правомерность. Кроме того, Хайдеггер, оправдывая постановку
проблемы Ничто, указывает на непрестанное употребление этого слова в обыденном
языке, что отказывает нам в возможности отмахнуться от категории Ничто как
надуманной. Хайдеггер находил, что вопрос
— одинехонек из ключевых спросов, с каким не может
справиться нынешняя наука, причем не в силу своей неразвитости, а в силу
объективной структуры научного миросозерцания нового времени, характеризующегося
техницизмом, «насильственным», а потому отчужденным касательством к окружающему
миру, чрезмерной предметностью в гносеологии и антропоцентризмом.
, задумаемся над особенностями словоупотребления. В
отличие от русского стиля, в каком вероятно двойное отрицание, в европейских
языках негативные местоимения, безупречно правило, изначально выделяются в составе
фразы. Если мы, так, алкаем сказать: «В этой аудитории ничего нет», то в
немецком стиле корректным смысловым аналогом экого высказывания будет: «В этой
комнате кушать ничего (или: кушать Ничто)». Это выделение во многом объясняет тот
особый статус негативного местоимения, при каком оно безупречно бы
субстанциализируется. Немецкое слово «
» означает «ничего», «ничто». Хайдеггер,
переходя от рассуждений о том, что наука исследует одно сущее и кроме него —
Ничто, к спросу о том, безупречно собственно с этим Ничто обстоит подевало, начинает
писать «Ничто» с большенный буквы, что в немецком стиле означает превращение
отрицательного местоимения в существительное. Нам представляется важным
подобный переход не исключительно потому, что, делая
»
существительное, Хайдеггер превращает его в особую философскую категорию, «
» Ничто, однако и потому, что нынче уже в
русском стиле и на этимологическом уровне (который может показаться чем-то
внешним, однако если говор заходит о философии Хайдеггера, перестает быть
таковым) мы наталкиваемся на тот же парадокс, соответственно какому «Ничто» объявляется
существительным,
а значит, чем-то
бытующим.
Проблема Ничто на протяжении веков не
ставилась метафизикой. Хайдеггер обращает на это внимание и приводит довольно
беглую и лапидарную историческую картину развития представлений
. была типовая формулировка античного
закона, гласящего, что «
». Впоследствии этот закон
опровергнут христианской доктриной, постулировавшей
творение мира из ничего. Хайдеггер правомерно указывает на то, что вопрос
сам
по себе. Однако в рамках той или иной концепции, какие, разумеется,
понимаются тут предельно широко и обобщенно,
можно было притопать к совершенно найденному взору на сущее. говор шла,
например, о Ничто безупречно о
материи, о не-сущем,
. В концепции творения мира из ничего
вопрос о Ничто оказывается не протрубленным, на него не обращают внимания.
Хайдеггер усматривает причину этого частично в том, что Ничто понимается лишь
как отрицание сущего, что, безупречно мы усмотрим малорослее, для него неверно. Ссылаясь на
Гегеля, постулировавшего идентичность незапятнанного бытия и незапятнанного Ничто, Хайдеггер,
однако, подчеркивает несхожесть своей и гегелевской позиций. Если для Гегеля и
бытие, и Ничто равно воображают собой «
, «совпадают по
своей неопределенности и непосредственности»
, то для Хайдеггера бытие связывается
лишь постольку, поскольку человечье бытие (
), спустя какое бытие исключительно и может
раскрыться, «выдвинуто» в Ничто, способно к трансценденции.
Задавая вопрос: «Что таковское Ничто?», мы
впадаем в неразрешимое противоречие из-за моды устанавливать подобные вопросы
лишь о чем-то сущем, от какого Ничто
.
Это и видит причиной смысловой несуразицы, априорного мышления Ничто в
качестве нечто и последующего ответа на поставленный дикий вопрос: «Ничто
кушать...»,
безупречно Ничто быть не может. В том же
смысле вытекает смыслить рассуждения Хайдеггера по спросу о розысках Ничто:
искать можно исключительно то, что намечается водящимся в наличии. От такого
мышления нас остерегал Парменид,
у
истоков европейской метафизики. Если мы отвлечемся от лингвистических различий
между словами «ничто» и «небытие» и будем смыслить их безупречно синонимы (хотя если
для Парменида подобное
вероятно, то для
Хайдеггера — вряд ли), то мы усмотрим, что Парменид строго-настрого запретил
мыслить Ничто. Обоснование Парменида выглядит, знамо, весьма шатко: Ничто не
существует, а значит, не может быть помыслено
. Кроме того, для Парменида царствен лингвистический аспект, ведь Ничто
— это подлинно то, чего дудки, что не суть просто-напросто в силу наименования.
Парменид отстаивает логическую непротиворечивость, какая рушится с появлением
мысли
. Хайдеггер законно указывает на то, что подобное мышление
противоречиво с точки зрения традиционной логики, однако логически Ничто все же
можно пометить безупречно «отрицание всей совокупности сущего»
. Отрицание, соображаемое Хайдеггером
как одна из логических процедур, оказывается вторичным по отношению
. Из этого вытекают вполне рациональные выводы о том, что
если отрицание безупречно операция рассудка зависимо
,
то и сам рассудок будет по касательству к Ничто в безотносительно эком же зависимом
положении. Это значит, что судить
сообразно
категориям рассудка невозможно. Хайдеггер указывает на вероятную процедуру
«получения» Ничто из совокупности сущего путем зрелища этой совокупности
субъектом, ее отрицания и попытки помыслить таковское отрицание. Получается некая
конструкция туманного объекта, его формальная «модель», какая, как
указывает Хайдеггер, может быть
от
«подлинного» Ничто. В то же момент Ничто не видит собственно объектом, а
поэтому и размышлять о каких-то отличиях собственно Ничто и его модели
бессмысленно:
стираются все несходства. Еще раз
подчеркнем: Ничто пустозвонно в традиционном резоне семантической связки «
». Если можно столь выразиться,
ничего дудки, оно порожне. Знак постановлен значения, он
,
,
отсылает к отсутствию. Ничто — это
, причем
,
не в
силу неких загадочных причин, а в силу своей собственной сущностной
обусловленности.
Итак, опираясь на поддержка рассудка, невозможно
сколько-нибудь складно сформулировать концепцию Ничто. отчего Хайдеггер из
сферы «логики» переходит в сферу «антропологии» и задается вопросом: безупречно в
существовании человека проявляется Ничто? тут мы сталкиваемся с методологией
Гуссерля, с попыткой очертить непосредственную данность феномена. Начинают
работать классические постулаты феноменологии: и стремление «назад, к самим
вещам» (
), и
сознания, и «
. В повседневной жизни кушать моменты, какие отмечены тем, что
человеку «приоткрывается сущее в целом»
. Хайдеггер приводит в образчик хандру или, визави, радость
присутствия возлюбленного человека. При этом все охватывающее меняется, становится
особенным, теряя собственный старый лик. виделось бы, собственно подобные настроения
должны приоткрыть нам нечто существенное, какую-то доселе сокрытую доля нашей жизни.
Однако эти состояния исключительно «заслоняют от нас искомое нами Ничто»
. визави, поставить нас
может лишь фундаментальное надвигаться ужаса ), т.е. лишь в этом расположении человек, по Хайдеггеру,
может приблизиться к постижению Ничто, исключительно столь этот феномен непосредственно
дан ему. Ужас
) тем,
что не владеет объекта. Ужас не может быть ужасом
.
, он ощущает отсутствие какой бы то ни было основы,
опоры в сущем, ведь после сущего остается исключительно Ничто.
отчего и
говорится, что «ужасом приоткрывается Ничто»
. один ужас беспредметен, то «там,
чем
и по предлогу чего нас облапил ужас, не было, «собственно», ничего»
, т.е.
«было» Ничто.
С
Хайдеггером, безусловно, можно поспорить. Это и трудились О.
и Р. Карнап, указывая на двусмысленность использования понятия Ничто как
логической капли и существительного
. Можно предполагать, что подобная дву