хватает свободно ознакомиться с подбором материалов к "Апологии игры"
(который, разумеется, не может притязать на полноту), чтоб понять: об
игре всерьез катали хватит полно и хватает солидные исследователи. А
кроме того, снедать и признанные особые изыскания в этой области:
"Человек играющий" Йохана Хейзинги, вымолвим. лепетать о пренебрежении к
этой области человечьей деятельности или, тем более, об отрицании ее в
философии и эстетике вряд ли правомерно.
Подобное касательство скорее можно отнести к массовому сознанию, ага и то в
нем, наряду с осознанием опасности и губительности чрезмерного пристрастия
играми здравствует твердая терпимость и даже нужда (например, в взаимоотношении
детей) игровой деятельности.
иное девало, что в искусствознании игра вовек не ставилась в фокус
концепции творческого процесса, восприятия и их взаимодействия. Остается
понять, даст ли что-то предлагаемая
: прояснит ли именитые явления,
обнаружит ли последние черты, - или будет итого лишь эксцентрическим бесплодным
вывертом.
генезис какого-либо явления, его истоки, разумеется, - существенный
фактор. Тем не менее, само явление может развиться эдак, что оборотится в
противоположность своей же начальной стадии. Более того, законы диалектики
прямо диктуют неизбежность собственно перехода в противоположность.
Вероятно, верно было бы не противополагать гипотезы происхождения
искусства, а проследить, какие истоки во что вылились, какие зерна дали
плодотворные всходы, а какие выродились. Эстетика этим хватает
занималась. И, можно проронить, опамятовалась к выводу, что игра среди прочих
родителей и недалеких стояла у колыбели искусства, однако там и осталась.
Внимательный читатель (особенно настроенный к нашей гипотезе изначально
скептически) наблюдет, что ни в одном из приводимых материалов напрямки не
сказано о той "системе" (обряд\игра\искусство), коя якобы была создана
на заре человечества.
генезис религии и искусства эдак могуче занимали славнейшие
философские разумы, что некто непременно опомнился бы к провозглашаемому тут
тезису, - а не опомнился.
В то же пора парные связки "обряд\искусство", "обряд\игра",
"искусство\игра" хватает раструблены. однако что-то воспрепятствовало
синтезировать парные связки в тройную.
Скорее итого не имелось предполагаемой нами системы будто отчетливо
выраженного законченного и оформленного явления, кое можно было бы
обнаружить и доказательно представить. Тем не менее гипотетическое
допущение экий "системы" (не будто комплекта инструментов, а будто некоего
генетического комплекса) в свете вогнанных материалов вполне вероятно.
Гипотеза оправдывается не столько фактическим доказательством реальности
ее существования, сколько ее способностью найти новоиспеченное объяснение знатных
фактов и явлений. А также возможностью предполагать их дальнейшее
развитие.
Впрочем, все теории происхождения искусства, религии, игры представляют не
более чем гипотезами.
сходит, что вообще все - от мироздания до способа клюкнуть чарку -
игра.
Когда говорят: "все" - на деле это означает - ничего.
Если к играм причитать то, что строится по установленным и общепринятым
правилам, то напрашивается противопоставление социального (где все
регламентировано правилами) и природного (где законы и правила функционируют
автоматически, интуитивно), и тогда игра может рассматриваться будто полоса
ограничений и заказов, а вся сфера вне игр - пространством воли.
будто бы эффектно не выглядели образцы построения человечьей судьбины или
отношения внутри социальной группы по аналогии с игрой, все же у всякого из
нас интуитивно суть хватает четкое отграничение игры от жизни и
противопоставление одного из этих понятий другому: "Наша век - не игра",
как проговорил Окуджава. тут даже и правил вроде бы никаких не нужно: меры
чувствуешь инстинктивно. А между тем обладать отчетливые критерии разделения
понятий было бы вовсе не худо.
Вероятно, не все, что кличут играми, таковыми представляет. чтоб
отделить грешное от праведного, необходимо дословно установить, что праведно
(хотя более популярны методы отбора грешного - по интуиции важнее
получается).
Вместо навала разношерстного материала (или, буквальнее, вдогон за ним) надобно
бы отведать типологизировать по-различные облики игр.
истина, это уже сходит за рамки чистого изыскания.
скверный тон для теоретика - манипулировать "перевертышами": "история
есть раскрученная во времени теория", а "теория - концентрат исторического
развития".
Отсутствие исторических изысканий игры (за почитанными исключениями)
говорит о неактуальности их на всех этапах цивилизации. На этом
(отсутствующем) фоне концепция автора выглядят ненатуральной и
сомнительной.
Если искусство и случилось от игры, то будто один на этапе раскрученного
авторства оно, похоже, отрекается от своего первородства. Игра придерживается на
неукоснительном соблюдении правил, а вещь, во всем блюдущее
правила, пресно, мышино, неоригинально, не тащит в себе отпечатка авторской
индивидуальности. Личность автора во многом определяется собственно нарушением
сложившихся, ставших всеобщим местом, правил.
вероятно, впрочем, что в искусстве мы обладаем девало с игрой "второго порядка",
где наличествуют основополагающие, незыблемые правила и конвенции и водятся
также правила, кои можно (нужно) нарушать. эдак, эволюция кое-каких
спортивных игр (футбол, баскетбол, например) повергла к тому, что нарушение
некоторых правил стало позволительной долею тактического ведения партии, желая
и наказывается штрафом; в то же пора непомерно топорные фигуры тех же нарушений
или превышение дозволительного их числа не допускаются.
Прогресс в искусстве все же снедать. отвергать его было бы эдак же
неосмотрительно, будто и ратифицировать, что его присутствие самодействующи устанавливает
каждое поколение художников длиннее прошлого, а правнуки ювелирнее и адекватнее
предков воспринимают искусство. Развитие топает вовсе не эдак прямолинейно, однако
движение явно: теперешняя литература в цельном не важнее, вымолвим, классической,
но накопленные веками возможности сделали ее инструментарий ювелирнее и
универсальнее. Вообще критерий качества (лучше, хуже) в эстетике ишачит
плохо. говорок топает о диапазоне возможностей, а он безусловно расширяется и
углубляется.
Эсхатологические мотивы (конец эпохи, мира, шабаш культуры) - обыкновенное и
привычное девало. Пророчества о смерти литературы или литературоцентризма
тоже уже звучали. крохотно времени минуло, чтоб это ратифицировать. стиль остается
прежним, он прямо-таки улучшается. Эксперименты не век становятся
столбовой любезный.
Утверждение о смене цивилизаций звучит "красиво и отважно", однако (даже оставляя в
стороне доказательность наступления такового процесса) стоит задуматься не
только о "прогрессе", однако и о утратах, кои тут неотвратимы, и прикинуть,
не непомерно ли полно мы теряем, чтоб радостно пророчить победу нового
этапа.
Конвенционные касательства характерны не всего-навсего для взаимоотношений с
произведением искусства или искусством в цельном - в какой-то (очень
значительной) степени вообще все социальные связи строятся на принципе
конвенции. Совокупность конвенций - вовсе не комплект правил, кои вытекает
выполнять или игнорировать в найденных случаях, а система, в коей
отдельные конвенции взаимосвязаны музыкально или конфликтно.
почему рассмотрение конвенций в области искусства или игры могут быть
схожи, однако немало сходства с ними можно выявить, вымолвим, в правилах
дорожного движения или в устройстве парламентской республики. Не отсюда ли
исходит тенденция во всех зонах человечьей деятельности изобличать
признаки игры? На самом деле там запросто обнаруживаются знаки
конвенции.
Сравнение конвенций может быть вполне продуктивным, подмена чревата
иллюзиями и заблуждениями.
Весьма недалекое численность определений искусства открыто лепечет о
тенденциозности автора. почитай любое расширение сфер ( не количества) в этой
области поставило бы под сомнение авторские определения. Оправданием тут
может быть лишь то, что читатель запутался бы в неодинаковых взорах на
искусство (как дробно и происходит в реальности) или автор вырван был бы
вступать в полемику, а значит, скрутить на ничуть иное изыскание.
Что дотрагивается авторских определений, то ценность и точность их можно
проверить лишь на практике, используя будто инструмент разбора конкретного
материала. Впрочем, это опять же сходит за рамки настоящего изыскания.
Даже если встретить не всего-навсего этот тезис, однако и все десять, остается
извечный проблема Трезвого Скептика:
- давай, и что?
- Что же нынче, пересматривать всю кинотеорию или даже всю эстетику?
В подтексте: четко, что никто этого сооружать не будет.
Трезвый Скептик, будто век, лев. неужели что суть все же кой-какая
надежда, что раным-ранехонько или поздно станет ясно: в новых обстоятельствах престарелая теория не
работает или приносит недалекие итоги, а если эдак, то, вовсе не
прибегая к отмене классической эстетики, необходимо продвигать ее ниже.
Разумеется, это - уже за пределами настоящего изыскания.
чтоб наука была наукой, надобна
только гипотеза и более ничего. суть безукоризненной науки заключается всего-навсего в
том, чтоб поставить гипотезу и заменить ее прочий, более сделанной, если
на то снедать основания.
Диалектика мифа\ III. Миф не снедать научное и, в частности,
примитивно-научное построение\ 5\ с)
Из ранних творений. "Правда", М., 1990, с. 413