тезис

тезис

Библиотека РГИУ ::Логика :::

Биологический обличье, к коему мы относимся, зовется “homo sapiens” - “человек разумный” в переводе с латинского. Среди наших пращуров был “человек умелый”, взявшийся изготавливать первые каменные орудия; “человек выпрямленный”, питекантроп; неандерталец, прямой предтеча нынешнего человека. Нашей отличительной особенностью по сравнению с звериными и предшественниками являет наличность ума. однако что этакое “разум”? Оказывается, до сих пор откликнуться на этот проблема чрезмерно тяжко.Библиотека РГИУ  ::Логика ::: Мы гораздо здоровеннее знаем о строении вещества, о звездах и галактиках, о растениях и зоологических, чем о наиболее существенном свойстве человека. однако поглощать одна из сторонок ума - существеннейшая, быть может, - коя исследована хватает добро. Это - мышление, т.е. способность ориентироваться в опоясывающем мире, рассуждать, строить объяснения тех или иных явлений, мастерить пророчества. Наука о мышлении зовется логика. “Когда я принимаю в соображение, - стряпал сто лет назад английский экономист, философ и логик Джон Ттюарт Милль, - ка” проста теория умозаключения, какого небольшого ремени хватает для приобретения гладкого зн-.ния ее принципов и правил и даже несравнимой опытности в их применении, я не нахожу никакого извинения для тех, кто, желая заниматься с успехом каким-либо интеллектуальным трудом, упускает это изучение. Логика поглощать великий преследователь беспроглядного и запутанного мышления; она рассеивает мга, хоронящий от нас наше невежество и заставляющий нас мекать, что мы соображаем объект, в то период ровно мы его не соображаем. Я уверен, что в теперешнем воспитании ничто не приносит большей пользы для выработки аккуратных мыслителей, остающихся скорыми резону слов и предложений и находящихся стабильно настороже против терминов неопределенных и двусмысленных, ровно логика”. безусловно, умом потребно уметь употреблять, его потребно и можно развивать. И этому обучает единая из наук - логика. оттого знакомство с ней необходимо любому люду. Слон мощнее человека, конь - борзее, орел лицезрит отдаленнее и лучше. однако ум позволяет люду неизмеримо затмить их всех и в силе, и в быстроте, и в зоркости. понятно, объект всякой науки становится вполне вразумительным лишь в процессе знакомства с самой наукой, оттого все предварительные определения этого объекта остаются неполными и не жутко членораздельными. Тем не менее с чего-то же надобно начинать. Логика проходит мышление, однако не всякое, а лишь те мыслительные процессы, кои сконцентрированы на обнаружение и обоснование истины, на решение некоторой задачи, на отыскание путей преодоления тех или иных трудностей, встающих перед нами ровно в профессиональной деятельности, таково и в повседневной жизни. временами утречком, посмотрев на себя в зеркало, вы можете подумать: “У...у, какая у меня ныне противная физиономия!” таковых мыслительных процессов логика почитай не трогает, изучение их - подевало психологии или даже психиатрии. Логику интересуют прежде итого познавательные процессы. давай а что этакое “познающее мышление”? испробуйте откликнуться на несколько простых спросов. У меня в кармане две монеты, кои в сумме вручают 15 копеек, однако одна из этих монет не пятачок. Какие это монеты? Вы начинаете думать: 7 и 8 копеек? таковых монет не водится. Может быть, 2, 3 и 10 копеек? однако тогда получается три монеты, а их итого две. Наконец, приходит мысль: одна из них не пятачок, однако другая-то может быть пятачком! Ответ: 10 и 5 копеек. Ночной сторож скончался не ночью, а днем. Назначат ли ему пенсию? Вы начинаете вспоминать, что вам популярно о пенсионном законодательстве, затем вдруг спохватываетесь: однако ведь он скончался, зачем же ему пенсия? Ответ: дудки, не назначат. Может ли порядочный человек жениться на сестре своей вдовы? Слово “порядочный” соблазняет ваше внимание и вы задумываетесь: этично ли жениться на сестре вашей бабы? однако вскоре приходит мысль: жена-то ведь уже вдова, значит, тот человек, о коем подходит говор, скончался! вразумительно, что он ни на ком уже жениться не может, а слова “порядочный человек” попросту отвлекают наше внимание от этого решающего обстоятельства. Во всех этих случаях отыскание решения сводится к выдвижению кое-какого предположения и выведению из него следствий. Если следствия не согласуются с обстоятельствами задачи, мы отбрасываем первоначальное догадка и выставляем новое и т.д. Несмотря на простоту ввергнутых образчиков, отыскание их решения воспроизводит основные черты всякого познавательного процесса: проблема — проблематическое решение — проверка решения и его отбрасывание, если оно не согласуется с обстоятельствами задачи и с именитыми нам истинами, - выдвижение свежеиспеченного решения... Логика ровно один-одинешенек и проходит те фигуры, в коих протекает познающее мышление, и те сплошные принципы, коим оно надлежит подчиняться, дабы достигнуть поставленной мишени. Логику интересует лишь фигура наших дум, однако не их содержание. Содержание наших дум нескончаемо разнообразно: мы можем мекать и рассуждать о вулканах и звездах, о любви и предпринимательстве, о колбасе, коей бессмертно не хватает, и об электронах, от коих не знаешь куда деваться. Однако все это многообразие укладывается в сравнительно небольшое число фигур. Вот эти фигуры и проходит логика. Образно объясняясь, логику интересуют сосуды - бутылки, ведра, бочки, а не то, что в них налито. В бутылку что ни налей - нарзан, пиво, вино - она останется бутылкой и ее можно исследовать собственно ровно бутылку: исследовать ее геометрическую фигуру, объем, толщину стенок и т.д. пунктуально таково же и мыслительные фигуры, самосильно от своего содержания, обладают установленными свойствами, кои проходит логика. В этом взаимоотношении логика сходна с грамматикой, кою мы исследовали в школе. Грамматика тоже исследует и описывает фигуры языковых речений, отвлекаясь от их содержания. Для иллюстрации этого обстоятельства славный советский лингвист Л.В. Щерба приводил образец вытекающего придуманного им предложения: “Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка”. Мы ничего не можем провещать о содержании этого предложения, однако знание грамматики позволяет нам ратифицировать, что слово “ку-здра” тут являет подлежащим, “будланула” -сказуемым, “бокра” - дополнением и т.д. Мы можем болтать о роде, числе, падеже наших существительных, не обладая ни крохотнейшего понятия о том, что отмечают отвечающие слова. Аналогичное знание о фигурах мысли предоставляет нам логика. Мы уже несколько один-одинешенек упоминали слово “истина”. Пора бы пояснить его. спросы о том, что поглощать истина, можно ли получить ее и каким образом, исследует философия. тут мы ограничимся лаконичным разъяснением, достаточным для круглее логики. размышление зовется истинной, если она отвечает своему объекту, т.е. видит объект, ситуацию, тезис задевал таково, ровно они бытуют в реальности, сами по себе. Если же размышление не отвечает своему объекту, искажает его, ее называют ложной. молвим, размышление о том, что русский композитор А.П. Бородин был химиком, являет истинной, таково ровно Бородину истинно относится цельный шеренга трудов и открытий в области химии. Однако размышление о том, что на яблоне произрастают бананы, будет ложной, ибо предоставляет изуродованное понятие о яблоне. Логическая правильность рассуждения поглощать его соответствие правилам, законам логики. Если вы опираетесь на истинные сущие и рассуждаете строго, то вы столетие получите истинное заточение. Это логика гарантирует. К со калению, можно строго рассуждать, однако исходить при этом из ложных посылок. В таковском случае вы можете притопать к любому заточению - ровно к истинному, таково и к ложному. ровно говорится, из лжи вытекает все что угодно. молвим, если вы установили посылку “Все тигры харчатся травой”, то из нее вы можете сделать ровно истинный вывод: “Некоторые травоядные полосаты”, таково и ложный - “Некоторые травоядные поглощать тигры”. величаво владеть в виду следующее: логика не может провещать, истинны ли те или иные посылки - это задача конкретных наук и повседневной практики, - однако она помогает нам сделать наши рассуждения верными. Если вы опираетесь на неправда, ваши рассуждения могут ввергнуть вас куда угодно. Если вы опираетесь на истину, классические рассуждения вгонят вас единственно к истине. Познающее мышление, исследуемое логикой, столетие выражается в слоге, оттого логика рассматривает размышление в ее языковом речении. временами мы будем попросту болтать о словах и предложениях, обладая в виду их мысленное содержание. понятно, водятся мысли, кои нам случается тяжко сформулировать в слоге, -каждый с этим сталкивался: порой школьник или студент на экзамене ровно будто бы все соображает, а провещать ничего не может. С эдакими думами логика не может владеть подевала, не может их исследовать и рассматривать, они остаются “внутри” индивидуального сознания. планируется, что познающее мышление всех людей ориентировочно равновелико и не зависит от их национальной принадлежности, социального положения и цивилизованных отличий. природные слоги, на коих болтают публика неодинаковых народов, весьма существенно различествуют, в чем мы с огорчением убеждаемся, когда начинаем исследовать чужеземные слоги. Логика проходит фигуры мысли, а не стиля, оттого ее законы и принципы праведны для всякого мышления, самосильно оттого, в какой языковой оболочке оно представлено. Возьмем, молвим, два вытекающих языковых выражения:“Snow is white”, “Der Schnee ist weiss”. Они заключаются из неодинаковых знаков и вообще изрядно выделяются одно от другого. Однако оба выражают одну и ту же размышление, коя по-русски переходит предложением “Снег бел”. размышление —то всеобщее, что присуще всем этим трем вполне различным языковым речениям. Эту размышление и проходит логика. Тем не менее основополагающие характеристики стиля оказывают воздействие и на нашу размышление, оттого логике дробно доводиться принимать во внимание особенности языкового речения мысли. Логика являет одной из древнейших наук, оформившихся в самостоятельную дисциплину. Ее творцом сообразовывается древнегреческий философ и ученый Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Обращение Аристотеля к систематичному изложению логических познаний и разработке логики было обусловлено в несравнимой мере социальной надобностью. Гражданин классического полиса инициативно участвовал в жизни своего микроскопического царства. Он регулярно посещал всенародные собрания, на коих обсуждались спросы войны и мира, городского сооружения, торговли и т.п., каждогодне участвовал в выборах государственных чиновников и сам в течение жизни неоднократно мог занимать те или иные должности. За отправление государственных должностей в классической Греции не надеялось никакой оплаты, оттого занять их влеклись немногие. временами граждане были вытянуты прибегать к жребию, дабы назначить кого-то командовать армией, надзирать за базарами или повальными водопроводами. классические греки видимо-невидимо и с блаженством судились, причем греческий суд не осведомил прокуроров и защитников, истец и ответчик сами должны были выступать перед судьями и присутствовавшей публикой. От умения внятно изложить суть подевала и доказательно обосновать свои претензии дробно зависел исход подевала. кургузее объясняясь, хорошему гражданину необходима была установленная образованность для выполнения своих штатских обязанностей и исполнения своих штатских изнаночен. Вот поэтому-то в классической Греции имелось всеобщее образование и длинно ценились учителя, их звали софистами (от греческого слова “софия” - мудрость), что означало первоначально “мудрец” или “учитель мудрости”. Они обучали ребятенков грамоте, основам наук, воспитывали умение вразумительно и доказательно болтать, отстаивать в диспутах свое предложение. Со временем, однако, софисты стали изобретать приемы, наставленные на то, дабы одурачить собеседника, представить противника в забавном или малоумном облике, внушить недоверие к истине, а неправда, насупротив, представить в белоснежных ризах истины. этакие нерадивые приемы и увертки получили наименование “софизмы”, а слово “софист” завелось тот негативный нюанс, какой сохранился у него до сих пор. Вот образцы кой-каких софизмов, сохранившихся в трудах древних авторов: “То, чего ты не терял, у тебя поглощать. Ты не терял рогов. следственно, ты рогат”. “Сидящий восстал. Кто восстал, тот стоит. следственно, сидящий стоит”. Со времен древности до нас дошла вытекающая история. У знаменитого софиста Протагора был ученик по имени Эватл, обучавшийся праву. преподаватель и ученик заключили трактат, соответственно коему Эватл должен был уплатить за обучение лишь после того, ровно выиграет собственный первоначальный процесс. Однако, закончив обучение, Эватл не поспешал выступать в суде. Терпение учителя исчерпалось, и он подал на своего ученика в суд. “Эватл в любом случае выужен будет уплатить мне, — рассуждал Протагор. — Он либо выиграет этот процесс, либо просадит его. Если выиграет - оплатит в силу нашего с ним договора; если же просадит - оплатит в силу вердикта суда”. “Ничего подобного, - рассуждал, в свою очередность, Эватл. — истинно, я либо выиграю процесс, либо продую его. Если выиграю - решение суда очистит меня от уплаты; если же продую - не буду платить в силу нашего договора”. Ученик, ровно видаете, угадал достоин своего учителя! Озадаченный таковским поворотом подевала, Протагор посвятил этому диспуту с Эватлом особое сочинение “Тяжба о плате”, какое, к сожалению, до нас не дошло. А если вам публично приступят задавать, молвим, этакие спросы (договорившись предварительно, что вы будете отвечать единственно “да” или “нет”):“Перестал ли ты молотить свою матка?”, “Перестал ли ты заливать коньяк по утрам?” и т.п. тут можно провалиться в простой столбняк: изреки хоть “да”, хоть “нет” - все равновелико оказываешься в дурацком положении. ощущаешь, что тебя слегка раздувают, однако в чем тут подевало, провещать тяжко. Софистика стала мешать социальной жизни греков, ровно, впрочем, она мешает нам и сейчас. Аристотель систематизировал знаменитые к тому времени логические познания, добавив к ним немало свежеиспеченного, и написал несколько сочинений, в коих представил логику ровно оружие защиты истины и разоблачения софистики и лжи. В этом качестве она предназначается народам вот уже более двух тысячелетий. основательный лепта в разработку логики привнесли средневековые схоласты и до сих пор сохраняется заведенная ими латинская терминология. В половине XIX в. логика пережила свою научную революцию: возникла и стала бурливо развиваться математическая (символическая) логика, применяющая для разбора рассуждений математические оружия и методы. собственно она заложила теоретические основы последующей разработки слогов программирования для компьютерной техники. Аристотелевская логика с тех пор стала именоваться традиционной. В России до 1917 г. логику преподавали в старших классах гимназии, и русские логики привнесли основательный лепта в развити


Похожие записи:

Последнии записи

Популярные записи

Хостинг от uCoz