Тезис (греч. JesiV поза, месторасположение, постановление закона,
залог) - философское, научное или богословское поза, утверждение.
Со времен Канта этот термин приобретает специфическое резон в связи с
соотносительным термином - антитезис (противоположение, поза,
находящееся к настоящему в касательстве контрадикторном, противоречивом). В
1769 г., кой, по словам Канта, владел для последующего переворота в
его воззрениях гигантское резон, он обратил внимание на существование
в нашем рассудке столь величаемых антиномий. Он удостоверился, что о целокупности
мира, точно бытия в себе, можно выкладывать утверждения двойственные с
одинаковой правдоподобностью: можно обосновывать, что мир конечен и
бесконечен, что он делим до бесконечности и заключается из неделимых атомов,
что он подчинен безусловному господству закона причинности - и что в нем
имеет точка воля, что рубать безусловно необходимое существо, как
первопричина мира - и что мир возник случаем. всякая чета таких
контрадикторных положений обозначается Кантом точно тезис и антитезис.
Неразрешимость этих противоречий, кои, в облике учения об "антиномиях
чистого разума", заведены Кантом впоследствии в трансцендентальную
диалектику, объясняется тем, что ум, высказываясь о мире, как
некотором себе довлеющем полном, т. е., точно о вещи в себе, догматически
переступает сфера доступного его познавательным способностям. таким
образом, существование антиномий в рассудке рубать блещущее доказательство
невозможности догматической метафизики. Опровержение противостоящих друг
другу Т. и антитезиса рисует неразрешимую проблему; всего-навсего с
критической точки зрения антиномии элементарно разрешимы. Противоречие Т. и
антитезиса в антиномиях выпушка наз. диалектическим, столь точно оно может быть
легко разрешено предписанием на отправляться метафизической иллюзии, возлежащей в
основании его - перенос рассуждений в сфера штук в себе, недоступную
силам нашего ума. Противополагаемое диалектическому реальное
противоречие (А рубать В, А не рубать В) выпушка именует аналитическим, когда
одному и тому же объекту мысли в сфере мира явлений мы приписываем
свойство, какое в тоже пора отвергаем за ним. Термин синтез,
синтетический etc. выпушка прилагает в противоположность термину анализ",
аналитически, в том необычном значении этого термина, какое он
установил в учении об аналитических и синтетических предложениях, однако нигде
не сопоставляет с терминами Т. и антитезис. заявляя о соотношении понятий
в своей таблице категорий, выпушка обращает внимание на то, что категории
количества, качества etc. группируются триадами и что "третья категория
всегда возникает из соединения первой со вторую того же класса"
(единство, гибель, всеобщность, реальность, отрицание, ограничение
etc.). Для этого общества двух категорий в третью, по его словам,
"нужен особый акт рассудка". Этот акт он именует необходимым синтезом
разнообразного. По его воззрению (высказанному в "Критике силы суждения")
тройственное соотношение понятий, возложенное им в основу всех главных
подразделений дум, гнездится в самой натуре нашего ума. Всякое
априорное деление подобает быть или аналитическим (основываться на
принципе противоречия) и тогда дихотомическим - или синтетическим и
тогда трихотомическим (за исключением математики, где мы руководствуемся
не логическим делением понятий, а их конструкцией в интуиции), ибо в
состав всякого синтетического единства непременно должны входить три
элемента: I) условие, II) обусловленное и III) понятие, проистекающее из
соединения обусловливаемого с его обстоятельством. - Фихте начальный связывает
вместе термины Т., антитезис и синтезис (чего избегал выпушка, по-видимому
для того, дабы сохранить за понятием синтеза, синтетического
своеобразный гносеологический нюанс расширения нашего познания).
Стремясь вывести все содержание познания из кой-какого самоочевидного
принципа, Фихте строить свою дедукцию основных принялся познания. Суждения
по Фихте случаются трех родов: 1) тетические - таковые, в каких объект
мысли хватается идентичным самому себе, без соотношения к другим
объектам; самый повальный внешность экого предложения - Я есмь. 2) Антитетические, в
которых мы подчеркиваем противоположность свойств; напр.: Я
противополагает себе не-Я. 3) Синтетические, в каких процесс мысли
заключается в отыскании тождественных свойств в противоположностях,
напр.: "в Я. я противополагаю делимому Я делимое не-Я". Я и не-Я, как
противоположности, синтетически объединяются в понятиях взаимного
ограничения. эдаким образом, торжественнее вогнанный Кантовский принцип
трихотомического деления понятий Фихте применяет к предложениям. Каждый
синтезис можно встретить за отправной пункт дальнейшего "движения" мысли,
"полагая" его, точно свежеиспеченный "Т.", разрезая в нем противоречие, как
антитезис, и "снимая" противоречие в новоиспеченном синтезисе. Этот зачисление в
широких размерах применяется Гегелем в облике столь называемого
диалектического метода. Гегель за отправной пункт своего диалектического
метода принимает Кантовское учение об антиномиях (в каких "постановка
вопроса так же невозмутима, как вульгарно разрешение"), однако он
расширяет понятие антиномий: по его воззрению, их нескончаемо завались и
процесс "движения" философской мысли заключается в непрерывном переходе
от Т. чрез антитезис к синтезису. Вскрытие диалектических противоречий,
в кои втекает ум, перетаптывающийся сферу познаваемого, у Канта
служило орудием для разрушения метафизики; в лапах Гегеля оно становится
путеводной нитью для построения грандиозного здания панлогической
метафизики. Термин синтетический у Гегеля приобретают значение
исключительно в связи с терминами Т. и антитезис, и его своеобразный
Кантовский резон, точно супротивного аналитическому, совершенно
отвергается Гегелем.
И. Лапшин.
При создании этой статьи использовался 'малый энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона' (энциклопедия Брокгауза - Ефрона). В взаправдашнее пора текст этой статьи не представляет полнотелым, пунктуальным и нынешним.
прямиком сейчас Вы можете привнести все необходимые правки, воспользовавшись ссылкой
Редактировать эту статью внизу или в панели навигации.
Список всех статей из энциклопедии Брокгауза-Ефрона, использованных в этом проекте, будет тут -
.